Быть философом опасно. Задавать вопросы из разряда «кто мы? куда мы идём? и что с этим делать?» опасно вдвойне. Жалостливый к обывателю, к простому, хорошему, в-общем-то, человеческому человеку, русский философ Василий Розанов более ста лет назад рекомендовал молодым, если это возможно, не вдаваться в детали, но «собирать ягоды, делать варенье и пить с этим вареньем чай». Немецкий коллега Розанова был более резок и прямолинеен, говоря про бездну, канат, пустыню и плетку. Однако, что делать человеку в конце человеческой (humanus) эры? Что делать мужчине и женщине в мире, где пол (sex) отменяем, а ягоды для варенья вовсе уже не растут посреди бетона со стеклом? Наконец, куда себя деть простому, в-общем-то, обывателю, который философствовать никогда не стремился, да был поставлен самой эпохой во вполне философское положение (нагишом перед бездной)? Эти и другие вопросы обозначает в своем фильме «Последняя женщина» (La dernière femme, 1976) итальянский режиссер Марко Феррери. Он создает свой шедевр в эпоху, когда кончающемуся человеку еще не была вставлена столь удобная соска в виде социальных сетей.
Владимир Матинов